Владимирова Л.П. писал(а):
Хорошие примеры из реального учебного процесса привела Марина Юрьевна! Действительно, школьники могут использовать свои цифровые устройства на уроках с целью быстро найти информацию, возможно, решить какой-то пример (вычисление) и др. Но проводить на уроке такие виды деятельности, как "мозговой штурм" или дискуссию с помощью айпадов и т.п. не рационально. В таком случае эффективнее живое общение. А вот в дистанционной форме обучения, многие устройства, просто, необходимы.
Следовательно, BYOD на уроках - это только средства обучения, которые должны помогать решать дидактические задачи, но сами по себе могут ли они решать дидактическую задачу? Какие педагогические технологии скрыты в них?
1. Педагогические технологии не могут быть скрыты в технических средствах, даже если таковые используются в целью решения дидактических задач, так как "Педагогическая технология это :
а) целенаправленный, последовательный алгоритм деятельности учителя и учащихся, ориентированный на достижение дидактических целей, на гарантированное достижение конечного результата; алгоритм, характеризующийся наличием оперативной обратной связью, коррекцией хода учебного процесса и рефлексией;
б) а также это: детальное, пошаговое описание этого алгоритма, благодаря которому данная педтехнология может быть тиражируема."
( Бухаркина М.Ю. "Методика использования современных информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности в школьном образовании" ( http://scipeople.ru/publication/103054/ )2. Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос " могут ли они решать дидактическую задачу? ", надо сделать две вещи: 1) определить, является ли BYOD средством обучения; 2) если является, то определить дидактические свойства и функции данного ТСО, что позволит нам сделать вывод, в каких случаях целесообразно использовать BYOD в учебном процессе, а в каких можно обойтись доской и мелом.
Опираясь на определение СО, данное П.И.Пидкасистым: «Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития», а также опираясь на определение Краевского В.В. и Хуторского А.В. информационно-коммуникационных технологий как технического средства обучения, я в статье "Методика использования современных информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности в школьном образовании" (
http://scipeople.ru/publication/103054/ ) уже писала, что как средство обучения ИКТ представляет собой более сложный комплекс, чем просто «система ТСО», так как включает в себя не только «совокупность предметов учебного оборудования», но и «процессы и методы работы с информацией», что значительно расширяет дидактические возможности ИКТ как средства обучения.
Следует заметить, с нашей точки зрения BYOD является собирательным понятием, объединяющим разнообразные современные средства ИКТ.
(Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000; Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.).