Полатовские чтения 2014

VI-ая международная научно-практическая конференция «Полатовские чтения – 2014»
Текущее время: 16-05-2024, 19:24

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-11-2011, 07:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Жукова Надежда писал(а):
Присоединяюсь к комментарию Марины Афониной и хочу подкрепить свое впечатление от размещенных здесь работ цитатой А.А. Андреева, который, анализируя содержание докладов многих конференций этого года по вопросам e-Learning, пишет: "...Доклады и статьи напоминают отчёты об их собственной, действительно хорошей работе в том или ином образовательном учреждении.

Эта мысль, верная в целом, в данном случае не вполне подходит. Дело в том, что наша конференция - научно-практическая, посвященная научному наследию Е.С. Полат. В таком контексте отчеты о реализации этого наследия вполне уместны и принимаются организаторами. При этом, конечно, оргкомитет с удовольствием принимает и работы иного рода, если они укладываются в тематику.


Жукова Надежда писал(а):

В них отсутствует главное - доказательство того, что предлагаемые способы деятельности являются оптимальными, необходимыми и достаточными для выполнения поставленных целей, а не просто хорошими в ряду других, тоже неплохих, вариантов практики."


Трудно согласиться, что в нашей области исследований есть нечто одно главное. Педагогика многообразна, и в ней есть место для самых разных "главных" тенденций. В этом году были выбраны "главные" направления, соответствующие названиям секций. А.А. Андреев, безусловно, имеет полное право организовать свою конференцию, посвященную тому, что он лично считает главным. Можно только радоваться, что прошли времена, когда главные направления определялись директивно. В США в такой ситуации принято говорить "Ты живешь в демократической стране, сынок".
Жукова Надежда писал(а):
Хотелось бы увидеть как можно больше публикаций, подтверждающих путем эмпирических исследований с математической обработкой полученных данных эффективность внедрения ИКТ в учебный процесс.


Желание это, безусловно, можно разделить, если убрать слова "как можно". "Как можно" - это опять означает "бросим все силы", "главное направление" и т.п. Педагогика многообразна, и т.д., см. выше. Меня смущает только вот что: а разве сам ход развития педагогики в глобальном масштабе не является достаточным свидетельством эффективности ИКТ? Какого рода еще подтверждения нужны? У нас в МПГУ, например, стоит актуальная задача научить будущих учителей эффективному применению ИКТ, а не доказывать, что такая эффективность существует. Дело в том, что математической обработкой полученных данных эффективность доказать можно не всегда, есть и другие методы.
Самое наглядное доказательство эффективности ИКТ получает преподаватель, который вдруг оказывается волей деканата вынужден преподавать в аудитории, не оборудованной ИКТ. Обычно у него не возникает потребности в математической обработке, чтобы сделать вывод о перспективности этой ситуации.

_________________
С уважением, Александр Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11-2011, 11:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 16-11-2011, 23:01
Сообщения: 6
Откуда: Новочеркасск
Александр Евгеньевич, спасибо за комментарии.

Александр Петров писал(а):
Дело в том, что математической обработкой полученных данных эффективность доказать можно не всегда, есть и другие методы.

Согласна. Если речь идет о номинальной шкале (популярной среди российских исследований), то разумеется применение мат. методов не требуется. А в случае использования, например, шкалы Лайкерта (популярной среди зарубежных исследований), такие методы очень полезны. Здесь для примера одно из актуальных исследований (2011) "Использование инструментов электронного обучения в вузах": http://epub.wu.ac.at/3164/1/diss.pdf
Автор исследует причины внедрения электронного обучения и критерии его использования. Приходит к выводу, что оценка эффективности курса в смешанной форме (Blended-Learning) часто отличается при изучении одной и той же дисциплины студентами одноименной специальности и исследует критерии от которых, по его мнению, это могло бы зависеть. Ответы обучаемых показывают некоторые отличия (например, в зависимости от соц. статуса или финансового положения), но результаты корреляционного анализа показали, что эти отличия не являются существенными.

Александр Петров писал(а):
а разве сам ход развития педагогики в глобальном масштабе не является достаточным свидетельством эффективности ИКТ?

Трудно с Вами согласиться. В Германии обучение с использованием ИКТ до сих пор называют экспериментом, а результаты его внедрения часто поддаются критике.

Александр Петров писал(а):
Самое наглядное доказательство эффективности ИКТ получает преподаватель, который вдруг оказывается волей деканата вынужден преподавать в аудитории, не оборудованной ИКТ.

У нас "на периферии" средний возраст преподавателя в вузе около 50 лет и я наблюдаю обратную реакцию: ужас и нежелание преподавателя, который вдруг оказывается волей деканата вынужден преподавать в аудитории, оборудованной ИКТ.

Я с удовольствием использую ИКТ при обучении студентов, но знаю, что эффективно это сделать непросто. Если читаю доклады о внедрении опыта, а не об общих тенденциях (что, разумеется, тоже очень интересно), то мне всегда очень хочется спросить: а с какими проблемами Вы столкнулись и как Вы их решали? не бывает все гладко, трудности есть всегда. Цель моего участия в конференциях - обсудить с педагогами-практиками возникшие проблемы и поделиться опытом в их решении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11-2011, 16:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Жукова Надежда писал(а):
Александр Евгеньевич, спасибо за комментарии.

Я с удовольствием использую ИКТ при обучении студентов, но знаю, что эффективно это сделать непросто. Если читаю доклады о внедрении опыта, а не об общих тенденциях (что, разумеется, тоже очень интересно), то мне всегда очень хочется спросить: а с какими проблемами Вы столкнулись и как Вы их решали? не бывает все гладко, трудности есть всегда. Цель моего участия в конференциях - обсудить с педагогами-практиками возникшие проблемы и поделиться опытом в их решении.


Я в ответ могу лишь процитировать себя:
Александр Петров писал(а):
оргкомитет с удовольствием принимает и работы иного рода, если они укладываются в тематику.


Наши секции именно и в первую очередь предназначены для обсуждения возникающих проблем. К сожалению, авторы не всегда откликаются на поставленные им вопросы.
Жукова Надежда писал(а):

Александр Петров писал(а):
а разве сам ход развития педагогики в глобальном масштабе не является достаточным свидетельством эффективности ИКТ?

Трудно с Вами согласиться. В Германии обучение с использованием ИКТ до сих пор называют экспериментом, а результаты его внедрения часто поддаются критике.

Трудно с Вами согласиться. Никто не станет 20 лет вести эксперимент, если остается базовая неясность с эффективностью предлагаемого пути. Слово "эксперимент" не обязательно влечет сомнение. Критика - постоянная и очень важная компонента науки. Она неизбежна.
Жукова Надежда писал(а):
У нас "на периферии" средний возраст преподавателя в вузе около 50 лет и я наблюдаю обратную реакцию: ужас и нежелание преподавателя, который вдруг оказывается волей деканата вынужден преподавать в аудитории, оборудованной ИКТ.


Согласитесь, что самая изощренная математическая обработка не сможет компенсировать эту ситуацию.

_________________
С уважением, Александр Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11-2011, 20:01 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 27-10-2011, 18:49
Сообщения: 148
Извините, что перебиваю... Но мне показалось, что тема диссертации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ может быть интересной с точки зрения поиска
Цитата:
... данных эффективности внедрения ИКТ в учебный процесс


Особенно третья глава "Экспериментальное исследование эффективности использования телекоммуникаций в преподавании иностранных языков", которая посвящена описанию экспериментальной работы.

Ссылка на реферат здесь: http://distant.ioso.ru/library/reading% ... atBuch.htm

Я хочу сказать, что такие данные есть и их много рассыпано по разным диссертационным исследованиям.

Поэтому возникает вопрос: а зачем нужно показывать\доказывать эффективность использования ИКТ в учебном процессе? Для каких нужд?

.

.

_________________
Marina Buharkina


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11-2011, 21:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Marina Buharkina писал(а):

Поэтому возникает вопрос: а зачем нужно показывать\доказывать эффективность использования ИКТ в учебном процессе? Для каких нужд?.

.

Такой вопрос действительно возникает, и я уже несколько дней думаю, в какой форме его уместнее поставить.
Мне бы не хотелось создать впечатление, что мы против математической обработки результатов эксперимента. Это, конечно, не так. Но, смотрите: участники пишут: было бы интересно или что-то в этом роде. Интерес - это нечто эфемерное. Думаю, нам было бы "интересно" получить вопросы в таком виде: если бы у меня были такие-то данные, строго обработанные математически, я мог(ла) решить такие-то свои задачи. Вот это была бы реальная польза для формулировки перспективных задач.

_________________
С уважением, Александр Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-11-2011, 10:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-11-2011, 10:04
Сообщения: 1
Откуда: магистратура МЭСИ
Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что в основном статистические данные приводятся в диссертациях, а не, например, в статьях. Чем это обьясняется, на ваш взгляд?

_________________
С уважением, Ганушкова Юлия


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-11-2011, 12:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 16-11-2011, 23:01
Сообщения: 6
Откуда: Новочеркасск
Александр Петров писал(а):
Слово "эксперимент" не обязательно влечет сомнение.

Разумеется. Сомнение влечет не обязательно, но требует доказательств.

Александр Петров писал(а):
Согласитесь, что самая изощренная математическая обработка не сможет компенсировать эту ситуацию.

Соглашусь. Никто и не говорит, что это единственная проблема в данном вопросе.

Marina Buharkina писал(а):
Но мне показалось, что тема диссертации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ может быть интересной с точки зрения поиска

Марина Юрьевна, спасибо за ссылку. Я знакома с Вашей работой. Радует тот факт, что во многих диссертационных исследованиях действительно проводится детальных анализ результатов внедрения. Огорчает тот факт, что не во всех http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1375
"...А. А. Деркач, рассматривая проблемы качества диссертационных исследований по педагогике и психологии, развернуто указывает на недостатки эмпирической части этих работ. Он пишет, что "для многих диссертаций характерно несоответствие заявленного и использованного диагностического инструментария и статистических методов анализа данных...""
Никто не говорит, что нет у нас хороших исследований. Просто по каждому конкретному опыту внедрения (в том числе и в статьях) хотелось бы увидеть конкретные результаты, в цифрах. И пусть без математического аппарата, если речь идет о шкалах наименований.

Ганушкова Юлия писал(а):
Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что в основном статистические данные приводятся в диссертациях, а не, например, в статьях. Чем это обьясняется, на ваш взгляд?

Верно. Иначе диссертационный совет Вам не поверит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-11-2011, 18:32 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 27-10-2011, 18:49
Сообщения: 148
Цитата:
....действительно проводится детальных анализ результатов внедрения. Огорчает тот факт, что не во всех http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1375


Интересная статья. Но ничего нового. И раньше было много работ с , скажем так, ненадежным анализом полученных эспериментальных данных.. Ради объективности стоит отметить, что ВАК раньше был строже и такие работы , как правило, возвращали..

Кстати, пример про петуха и солнце мне, тому самому гуманитарию, абсолютно не знакомому с корреляционными методами исследования, показался не очень удачным.

".....Дж. Наэм, что «если одно явление действительно вызывает другое, то между этими двумя явлениями существует корреляция, например, если при повороте выключателя загорается лампочка, значит, между выключателем и загоранием лампочки существует корреляция. Но если петух кукарекает и солнце восходит каждое утро, то это вовсе не значит, что солнце восходит потому, что петух кукарекнет, хотя между этими двумя явлениями существует статистическая корреляция..."

Действительно, солнце всходит не потому что петух кукарекает.. Зато петух кукарекает, потому что солнце всходит и будет кукарекать, невзирая на никакие корреляции....(:-)
.

_________________
Marina Buharkina


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-11-2011, 19:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 16-11-2011, 23:01
Сообщения: 6
Откуда: Новочеркасск
Marina Buharkina писал(а):
солнце всходит не потому что петух кукарекает.. Зато петух кукарекает, потому что солнце всходит...

Именно этот факт и говорит о наличии корреляционной связи между данными явлениями. Этими двумя примерами автор лишь хотел показать, что наличие связи еще не является доказательством какого-либо влияния. Важно определить какой математический метод для анализа данных необходимо использовать в каждом конкретном случае. Нас в вузе, к сожалению, обучали статистике без привязки к педагогической науке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-11-2011, 23:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Жукова Надежда писал(а):
Именно этот факт и говорит о наличии корреляционной связи между данными явлениями.

Коллеги, вы несколько запутались. Как негуманитарий поясню:
наличие корреляции не означает наличия причинно-следственной связи, а при наличии ПС-связи не позволяет выявить причину.
То есть анализ ПС-связей оказывается предпочтительным методом и устраняет необходимость вычисления корреляции.
Анализ ПС-связей не относится к методам математической обработки данных, он проводится методами конкретной науки.
Исключение составляют методы дедукции, логического вывода. Однако роль логики в чистом виде в науке ограничена.

_________________
С уважением, Александр Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-11-2011, 09:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 16-11-2011, 23:01
Сообщения: 6
Откуда: Новочеркасск
Александр Петров писал(а):
Коллеги, вы несколько запутались. Как негуманитарий поясню:

и запутались и снова ушли от тематики секции ;) спасибо за пояснение.
К одному из вопросов Вашей анкеты: "Какие курсы, на ваш взгляд, были бы востребованы на сегодня в системе повышения квалификации" хотелось бы еще раз отметить, что анализ данных - слабая сторона педагогических исследований. Т.е. важно знать как оценить эффективность курса с использованием ИКТ, провести анализ данных, установить тип связей в выборках и определить какой математический метод для данного типа связи и используемой шкалы измерения необходимо использовать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-11-2011, 10:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Коллеги, чтобы вернуть дискуссию в русло тематики секции, можно поставить проблему так:
кто в среднесрочной перспективе должен проводить педагогические исследования: сами педагоги-практики или педагоги-исследователи?

Мне представляется, что у нас в этом вопросе некоторая путаница тоже имеется. Есть аспирантура, а есть курсы повышения квалификации. У них разные задачи.

_________________
С уважением, Александр Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-11-2011, 10:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 16-11-2011, 23:01
Сообщения: 6
Откуда: Новочеркасск
Александр Петров писал(а):
кто в среднесрочной перспективе должен проводить педагогические исследования: сами педагоги-практики или педагоги-исследователи?

А как же гумбольдтовский принцип единства исследования и обучения?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-11-2011, 11:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Жукова Надежда писал(а):
Александр Петров писал(а):
Слово "эксперимент" не обязательно влечет сомнение.

Разумеется. Сомнение влечет не обязательно, но требует доказательств.


Извините, не понял, доказательств чего и на каком этапе?
Чтобы только начать современный широкий и затратный эксперимент нужна ОЧЕНЬ основательная доказательная база.

_________________
С уважением, Александр Петров


Последний раз редактировалось Александр Петров 27-11-2011, 12:13, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-11-2011, 11:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 18-11-2011, 16:09
Сообщения: 33
Откуда: МЭСИ, ИСМО РАО, МПГУ
Жукова Надежда писал(а):
А как же гумбольдтовский принцип единства исследования и обучения?


Хотелось бы больших подробностей. В чем Вы видите связь этого принципа с поставленной проблемой?

Заметьте также, что принципы педагогики радикально отличаются от принципов физики, они не выполняются автоматически, они РЕАЛИЗУЮТСЯ людьми.
Гумбольдтовский принцип прекрасно реализуется в аспирантуре и совершенно ничему не противоречит.

Кроме того, мы здесь говорим о практической деятельности, а не обучении. Обучение - предмет этой деятельности. Принцип практической деятельности - разделение труда.

_________________
С уважением, Александр Петров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-12-2011, 16:09 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 27-10-2011, 18:49
Сообщения: 148
Уважаемые коллеги, позвольте представить статью "ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ",
(Р.Г. Валеев, Луганский университет внутренних дел им. Э.А. Дидоренко)

"Автор дифференцирует дидактические особенности электронного обучения на условия активизации (усложнения) учебно-познавательной деятельности и условия оптимизации (фасилитации) психических процессов. В группу условий активизации учебно-познавательной деятельности входят интерактивность, обеспечение обратной связи и повышение интеллектуальности учебного процесса. К условиям оптимизации психических процессов отнесены мультимедийность, телескопичность учебного контента и обеспечение психологического комфорта учащихся".

Ссылки на статью:

1. http://flyfolder.ru/27361451
2. В Р.Г. Дидактические условия дистанционного (смешанного) обучения в контексте.doc

_________________
Marina Buharkina


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 06-12-2011, 08:33 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 27-10-2011, 18:49
Сообщения: 148
Представляю статью "АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (В.И.Колесникова Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Шебекинский промышленно-экономический техникум»)

"Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему высшего образования, и началось формирование единого мирового образовательного пространства, которое выражается в гармонизации образовательных стандартов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Академическая мобильность – одна из важнейших сторон процесса интеграции вузов и науки в международное образовательное пространство".


Ссылки на статью:

1. http://flyfolder.ru/27397153

2. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Колесникова.doc

_________________
Marina Buharkina


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08-12-2011, 08:04 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 27-10-2011, 18:49
Сообщения: 148
Коллеги, статья доктора Ярослава Култана (Dr. Ing. Kultan Jaroslav, PhD Ekonomická univerzita v Bratislave ) "Проект дистанционного образования в университете" знакомит нас с опытом создания института дистанционного обучения в Братиславском университете. Проблемы, похоже, везде одинаковые... (:-)

"В настоящее время в Словакии большое количество университетов и других высших учебных заведений и поэтому необходимо предлагать студенту обучение высокого уровня. Большую роль играет не только качество обучения и форма обучения. Многие молодые люди хотят получать образование, но в сложной экономической ситуации хотят, и зарабатывать на свою жизнь. Поэтому прибегая к дистанционному методу, мы им помогаем решать обе эти проблемы.
В данной стати приведены основные аспекты организационного, технического, персонального и материального обеспечения обучения дистанционным методом".

1. http://flyfolder.ru/27443263

2. Projekt distancneho vzdelavania VS.rtf

.

_________________
Marina Buharkina


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-12-2011, 15:26 
Не в сети
Site Admin

Зарегистрирован: 27-10-2011, 18:49
Сообщения: 148
Коллеги, предлагаю вашему вниманию статью А.А.Андреева ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК РОССИЙСКОЕ ВИДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА. Думаю, представлять А.А.Андреева в данном сообществе нет необходимости.


"В работе обосновывается появление новой педагогической науки-электронной педагогики, адекватной информационному обществу и инициируемое объективным процессом информатизации образования. Обсуждаются объект, предмет, понятийный аппарат, принципы электронной педагогики, а также виды электронных учебных занятий, теории и концепции обучения. Сформулированы актуальные проблемы становления и развития электронной педагогики."


Ссылка на статью:
1. http://flyfolder.ru/27726676

2. Андреев Полат Чт 2011.rtf
.

_________________
Marina Buharkina


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB